Первым делом профессиональные стандарты, а самолёты, вертолёты уж потом.

ПЕРВЫМ ДЕЛОМ ПРОФЕССИОНАЛЬНЫЕ СТАНДАРТЫ, А САМОЛЁТЫ, ВЕРТОЛЁТЫ УЖ ПОТОМ.

материал подготовила Тория Лова, ToRoS studio, все права защищены

Авиационная промышленность в нашей стране является одной из крупнейших отраслей российского машиностроения и… отечественной гордостью! На сегодняшний день создание конкурентной авиационной промышленности и закрепление её позиций на мировом рынке является основной целью данного сектора производства.

Сегодня в нашей стране успешно функционируют более двух десятков авиационных заводов. К 2025 году планируется увеличить количество поставляемых самолетов до 298 в год, а количество поставляемых вертолетов – до 465 в год. На высокий уровень отечественного производства повлияла работа Министерства труда и социальной защиты РФ.

Совершенствуются не только сами машины и механизмы, но также проводится активная работа с модернизацией технологических процессов и производственных мощностей. В связи с этим важно разрабатывать и совершенствовать требования к знаниям и умениям специалистов для обеспечения их профессиональной подготовки. С этой целью особое внимание уделяется разработке профессиональных стандартов – важнейшей составляющей любого производства. На сегодняшний день в авиационной промышленности большое внимание уделяется разработке стандартов работы для всех участников процесса авиационного проектирования.

Одним из новых разработанных стандартов авиационной промышленности является профессиональный стандарт «Инженер-технолог авиационного производства» и профессиональный стандарт «Слесарь-сборщик изделий авиационной техники из полимерных композиционных материалов (ПКМ)». Для их разработки было задействовано компетентное мнение целой плеяды ведущих заводов-производителей авиационной отрасли машиностроения: ПАО «Арсеньевская Авиационная Компания „ПРОГРЕСС“ им. Н. И. Сазыкина», ПАО «Воронежское акционерное самолётостроительное общество», Иркутский авиационный завод, Казанский авиационный завод им. С. П. Горбунова (филиал ПАО «Туполев»), Казанский вертолётный завод, Комсомольский-на-Амуре авиационный завод имени Ю. А. Гагарина, ОАО «Кумертауское авиационное производственное предприятие» (КумАПП),  АО «РСК „МиГ“», Авиастроительный завод «Сокол», Новосибирское авиационное производственное объединение им. В.П.Чкалова, Производственное объединение «Полёт» Омск, Открытое акционерное общество «Производственное объединение «Стрела», ПАО «Роствертол» (Ростов-на-Дону), «Авиакор» (Самара), АО «Смоленский авиационный завод» (СмАЗ), Улан-Удэнский авиационный завод (У-УАЗ), Публичное АО «Авиационный комплекс им. С.В. Ильюшина», АО «КАПО-Композит» (Казань), ОАО «Редуктор-ПМ», Московский вертолётный завод имени М. Л. Миля, АО «Камов» (бывш. ОКБ «Камов», Ухтомский вертолётный завод).

Стандарты были разработаны в соответствии с рядом нормативно-правовых документов, среди которых: Трудовой кодекс Российской Федерации, Указ Президента Российской Федерации от 7 мая 2012 года № 597 «О мероприятиях по реализации государственной социальной политики», Постановление Правительства Российской Федерации от 22 января 2013 года №23 «О правилах разработки, утверждения и применения профессиональных стандартов» и другие. Руководителем проекта и разработчиком стандартов является Макаров Дмитрий Сергеевич, соразработчики – НАЗ «Сокол» – филиала АО «РСК «МиГ» и ПАО «Корпорация «Иркут».

Один из стандартов –  профессиональный стандарт «Инженер-технолог авиационного производства» разработан в соответствии с Макетом профессионального стандарта, утвержденным Министерством труда и социальной защиты РФ. Стандарт описывает функции, знания и умения, необходимые инженеру-технологу с учётом специфики авиационного производства. Проведённые исследования показали необходимость выделения инженеров-технологов авиационного производства в самостоятельную профессиональную группу. В задачи инженера-технолога входят выбор оборудования, на котором следует осуществлять технологический процесс, и оптимальных режимов работы, а также методов контроля качества и ведения технологической документации на авиационном предприятии. Технолог стоит во главе изобретательской и рационализаторской работы, участвует в проведении экспериментальных работ по освоению новых технологических процессов и внедрению их в производство.

Инженер-технолог –  важное звено производственной цепи авиационного комплекса. Поэтому он должен уметь согласовывать разработанную документацию с подразделениями предприятия, а также принимать активное участие в разработке управляющих программ, отладке, корректировке и внедрении типовых технологических процессов средней сложности. Инженеру-технологу необходимо обладать знаниями в области конструкции изделий, на которые проектируется технологический процесс, и общую технологию производства продукции. Специалисту надлежит обладать системным и методологическим подходом к проектированию, знать основное технологическое оборудование и принципы его работы, необходимые стандарты и технические условия в пределах своей компетенции. Грамотный инженер-технолог должен также уметь взаимодействовать в рабочем поле с другими специалистами авиационного производства.

Данный профессиональный стандарт – «Инженер-технолог авиационного производства» – может быть применен работодателями, организациями профессионального образования, а также при разработке в установленном порядке федеральных государственных образовательных стандартов профессионального образования.

Другой профессиональный стандарт «Слесарь-сборщик изделий авиационной техники из полимерных композиционных материалов (ПКМ)» основывается на применении новых материалов в авиационной технике. Сегодня специалисты делают акцент на композитах, в основе которых как раз лежит полимерный материал. Применение таких материалов в различных областях даёт значительный экономический эффект: при производстве космической и авиационной техники экономится от  5 до 30% веса летательного аппарата. Многие составные элементы и узлы полностью изготавливаются из композитов: фюзеляж, киль, дренажные короба, панели консоли крыла, панели центроплана, элероны, закрылки и другие.

Широкое применение таких материалов даёт толчок для развития отдельной группы специалистов по работе с полимерными композитными материалами. Особенно важно разработать требования к знаниям и умениям слесарей-сборщиков изделий авиационной техники из полимерных композиционных материалов для обеспечения их профессиональной подготовки. Профессиональный стандарт «Слесарь-сборщик изделий авиационной техники из полимерных композиционных материалов (ПКМ)» описывает функции, знания и умения, необходимые специалисту авиационного производства. Разработанный стандарт может быть применен работодателями, организациями профессионального образования, а также при разработке в установленном порядке федеральных государственных образовательных стандартов профессионального образования.

Слесарю-сборщику надлежит знать конструкторскую и технологическую документацию, уметь надлежащим образом применять слесарный инструмент для выполнения слесарно-сборочных работ и средства измерения и контроля. Среди областей профессиональной деятельности, в которых возможно применение этого стандарта можно выделить: производство воздушных шаров, дирижаблей, планеров, дельтапланов и прочих безмоторных летательных аппаратов, производство вертолётов, самолётов и прочих летательных аппаратов, предоставление услуг по ремонту, техническому обслуживанию и переделка летательных аппаратов и двигателей летательных аппаратов.

Без грамотной подготовки профессиональных кадров слаженная работа в производстве авиационных продуктов просто невозможна. Чем детальнее будут разрабатываться стандарты, тем больше горизонтов будут открываться перед российской авиационной промышленностью.

Профст слесарь

Профст Инженер

Первым делом профессиональные стандарты, а самолёты, вертолёты уж потом.: 18 комментариев

Добавить комментарий

Ваш e-mail не будет опубликован. Обязательные поля помечены *